Дорогая недвижимость в Москве привлекла покупателей из регионов
Ограничения в связи с COVID-19 и стремление сохранить капиталы заставили региональных покупателей недвижимости с высокими бюджетами переориентироваться с европейских активов на Москву. Элитное жилье в столице они все чаще покупают для поступающих в вузы детей и для себя после выхода на пенсию. Заметный рост активности продемонстрировали обеспеченные клиенты из Сочи, где стоимость элитного жилья уже превысила московские цены.
На московском рынке элитной недвижимости выросла активность выходцев из регионов: в сентябре спрос таких клиентов на покупку жилья превысил показатель за аналогичный период 2019 года на 41%, на аренду — на 66%. Такие данные приводит Savills. Тенденцию заметили и другие участники рынка. Президент AREA Анастасия Могилатова говорит, что доля клиентов из регионов в общей структуре спроса выросла на 5–10%, сейчас на них приходится не менее 20% сделок в бюджете 40–110 млн руб. В Vesper на примере проекта Lucky говорят, что активность со стороны клиентов из регионов выросла на 20%. В элитных проектах на первичном рынке они формируют 30–60% продаж, добавляет основатель Kalinka Group Екатерина Румянцева.
Управляющий партнер Savills Дмитрий Халин связывает всплеск интереса региональных клиентов с неопределенностью, возникшей из-за ограничений в связи с COVID-19.
По его словам, многие из таких покупателей отказались от сделок за рубежом и выбрали для детей столичные вузы вместо европейских. «Такие клиенты покупают жилье для инвестиций или сохранения средств»,— говорит он. О переориентации покупателей говорит и Анастасия Могилатова, добавляя, что в страну вернулись многие россияне, жившие за рубежом.
Девелоперы не видят в такой динамике ничего неожиданного. Стоимость недвижимости в Москве растет быстрее, чем в регионах, логично, что региональные покупатели, планирующие инвестировать в жилье, смотрят в сторону столицы, констатирует директор по продажам Sminex Иван Обухов. Хотя коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев говорит, что практически все клиенты из регионов покупают недвижимость для собственного проживания либо для переезжающих в Москву учиться детей. Собеседник “Ъ” в одной из девелоперских компаний добавляет, что многие текущие покупатели элитного жилья в столице успешно живут и работают в регионах, планируя переехать в Москву «на пенсию». «Раньше они действительно рассматривали для этой цели виллу в Испании, но в период глобальных карантинных ограничений поняли, что добраться до такого объекта не всегда может быть просто»,— рассуждает он.
В Savills отмечают, что основная масса региональных клиентов — выходцы из центральных регионов, которые формируют 28% спроса на элитное жилье в Москве.
Следом идут жители Поволжья — 20%, Сибири — 12% и южных субъектов — 9%. Анастасия Могилатова говорит о высокой активности покупателей из северных регионов страны, Казани и Екатеринбурга. Отдельно она обращает внимание на рост числа заявок на покупку элитной недвижимости в Москве со стороны жителей Сочи. «Благосостояние в городе выросло, уровень цен на жилье и возможности стали сопоставимы с московскими»,— констатирует госпожа Могилатова. Недвижимость в Сочи действительно резко подорожала из-за ажиотажного спроса в период пандемии. По оценкам Knight Frank, по итогам третьего квартала средняя стоимость элитного жилья на первичном рынке в городе достигла 1,57 млн руб. за 1 кв. м, что на 30% выше аналогичного показателя в Москве.
По данным Savills, динамика запросов на аренду элитной недвижимости повторяет спрос на ее покупку. Заключив сделку по приобретению объекта, многие клиенты стараются дополнительно снять квартиру неподалеку, контролируя строительные и ремонтные работы, поясняют в компании. В то же время часть потенциальных покупателей, по словам консультантов, стремится сначала пожить в выбранной локации, оценив ее преимущества. Наиболее востребованными у региональных клиентов районами в Savills называют Арбат, Тверской, окрестности Кремля и Патриаршие пруды. Одновременно спросом пользуются известные проекты. Покупатели из регионов, соглашается директор департамента продажи квартир Penny Lane Realty Андрей Садо, предпочитают знаковые элитные объекты, зачастую клубные дома.
Александра Мерцалова
Ссылка на статью