Потоки AREA

7 футов под килем: как владеть яхтой

Luxury-досуг часто предполагает отдых на воде. Существует отдельный сегмент – поселки на большой воде для любителей водного спорта, которые предполагают и причалы, и эллинги. При этом Москва пока отстает от Подмосковья в плане инфраструктуры и мероприятий для яхтсменов. Впрочем, давайте по порядку…

Точки притяжения

По словам Анны Раджабовой, директора управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» (член Ассоциации AREA), в столице элитные проекты реализуются только рядом с одним яхт-клубом – это «Московский императорский речной яхт-клуб», расположенный под памятником Петру Великому на Болотной набережной. Его важнейшее достоинство – причалы, с которых можно на личной яхте отправиться к Кремлю.
Кроме того, продолжает Раджабова, основатели яхт-клуба для своих резидентов и гостей отреставрировали уютное старинное здание на берегу Москвы-реки. Сейчас в нем проводятся различные светские мероприятия. Недалеко от яхт-клуба находятся МФК Cloud Nine (Якиманка), ЖК Villa Grace, апарт-комплексы Nabokov и Carre Blanc (все три – Хамовники). Сейчас в этих новостройках представлено 10 лотов стоимостью от 161 млн до 3,1 млрд рублей.

Есть и еще две локации, где строится (или уже построено) люксовое жилье с «прицелом» на расположенные поблизости яхт-клубы – Серебряный Бор (ЖК «Берег столицы», ЖК River Residences) и Водный стадион (ЖК «Ленинградка, 58», «Покровский берег» и клубные дома по Береговой улице).

А вот Московская область – другое дело. В ближайшем Подмосковье семь больших водоемов, интересных любителям водного отдыха. В основном яхт-клубы и стоянки катеров сосредоточены на Клязьминском (с Пироговским плесом), Химкинском, Пестовском и Икшинском водохранилищах. На них проходят как клубные соревнования, так и масштабные всероссийские регаты.

В числе поселков, соседствующих с яхт-клубами, – расположенные на Дмитровском шоссе «Зеленый Мыс» и «Пестово». Об их удобстве с точки зрения «водоплавающих» жителей рассказывает Михаил Петрига, мастер спорта международного класса по парусному спорту, эксперт с 30-летним опытом продажи и сервиса моторных судов.

«В «Зеленом Мысе» хорошие ангары для хранения катеров, а вот в «Пестово» их нет – там только летняя стоянка для моторных и парусных яхт. А заправка (кстати, вообще единственная на все Подмосковье) – в яхт-клубе «Московский речной порт» (МРП), это самый большой яхт-клуб, и в нем есть полный перечень сервисных услуг по хранению и обслуживанию водной техники», – говорит эксперт.

О клубе «ПИРогово» и его соседях рассказывает Игорь Малиновский, партнер компании Welhome, эксперт по загородной недвижимости: «Рядом с «ПИРом» организована вся нужная инфраструктура: большие теплые эллинги, пункт проката яхт. Клуб организовывает и регаты. Но стоимость дома там начинается от $5-6 млн – не многие могут подступиться», – отмечает Малиновский.

Были и другие проекты, предлагавшие покупателям яхтенную инфраструктуру, – например, «Аврора» или «Пестово». Но не все из них реализовались как клубное движение – скорее, речь шла об оказии: просто рядом оказывались причалы и пригодные в качестве эллингов строения.

В целом, и сами московские яхт-клубы больше нацелены на проведение тусовочных мероприятий (свадеб-банкетов) и организацию «яхтенного быта» – обслужить лодки и обеспечить им стоянку. В Подмосковье пока нет таких клубов, как, скажем, в Нью-Йорке или Лондоне, – они целенаправленно занимаются развитием яхтенного спорта.

«Покупать себе дом так, чтобы яхт-клуб был близко, мало кто готов – все-таки чаще люди выбирают жилье по другим критериям. Другое дело, что иногда наличие поблизости яхт-клуба становится приятным бонусом. А бывает, что человек покупает себе совсем простенький домик в деревне около Пирогово и приезжает только ради того, чтобы покататься на лодке», – резюмирует Малиновский.

Парусная или моторная?

Видов водного транспорта много, так что договоримся о терминах на берегу. Лодка – общеупотребимое сленговое название, его используют, когда говорят как о маленькой парусной яхте, так и о моторном катере и даже пароходе (впрочем, о них мы говорить не станем). Важно также помнить, что от размеров лодки зависят и ее возможности. Главный же вопрос, встающий перед начинающим капитаном, – парусную или моторную лодку ему выбрать.
Это две разных религии – как Apple и Windows, говорит Геннадий Полетаев, эксперт по созданию брендов, стратегическому маркетингу и экс-участник сборной России по парусному спорту.
С моторной все проще: залил бензин, нажал на гашетку и пошел. Парусная же требует гораздо большего участия, вовлеченности и обучения, но при этом она более естественная и экологичная. К тому же для управления парусной яхтой в большинстве случаев требуется как минимум один дополнительный член экипажа, но чаще матросов (шкотовых) больше трех.
Безусловно, выбор зависит от размеров кошелька и амбиций, но начинают обычно с 25-30 футов (до 9 м), если речь идет о парусной яхте, или 20 футов (до 6 м), если говорить о моторном катере. При этом от длины, мощности и водоизмещения зависят и возможности яхты – ее мореходность. В зависимости от мореходности какие-то лодки годятся только для внутренних водоемов, другим под силу каботажное плавание (вдоль берега моря), а на третьих можно совершить и трансатлантический переход.
Еще один частый вопрос от новичков – как добраться из условного Пирогово до моря? Есть разные варианты:
  • Через систему шлюзов по Москве-реке и дальше – сперва до Черного моря, затем через пролив Босфор – к Средиземному. Это сумасшедшее приключение, которое отнимет минимум пару недель. Тем не менее большинство больших моторных яхт, которые сейчас стоят в Пирогово, прибыли именно таким образом.
  • Загрузить на грузовое судно в порту Санкт-Петербурга.
  • Для использования за рубежом можно отправлять лодку даже самолетом – это возможно, если она небольшая: например, гоночный двухместный парусный «дракон».
  • Разделять задачи и купить две лодки: одну (небольшую) держать в том же условном Пирогово, чтобы отдыхать с семьей и хорошо проводить выходные, а вторую держать на Черном море, чтобы иметь возможность разнообразить досуг.

Какие предстоят траты?

Стоянка

Летом яхты обычно содержатся на воде, зимой – в теплом эллинге. Для этого понадобятся парковочные места. Вот, например, расценки клуба «ПИРогово».
Стоимость летней стоянки яхт и катеров:
  • яхта длиной 10 м — 36,5 тыс. рублей в месяц;
  • спортивная яхта — 3,7 тыс. рублей в месяц.
Зимняя стоянка яхт и катеров (в теплый эллинг лодка поднимается с помощью слипа (подъемника и крана):
  • яхта длиной 10 м — 363,8 тыс. рублей в месяц;
  • спортивная яхта — 44,4 тыс. рублей в месяц.

Мытье

Время от времени (и обязательно – перед зимней консервацией) яхтам требуется качественное мытье и удаление налипших водорослей – особенно с моторов, которые на зиму снимаются. В зависимости от размеров яхты стоимость чистки может составить от 40 тыс. рублей (конечная стоимость обычно зависит от метража).

Обслуживание

Моторным лодкам на зиму желательно снять мотор, а парусным – парус. За помощью далеко ходить не придется – обычно такие услуги предоставляют яхт-клубы, достаточно обратиться на ресепшен.

Ремонт и расходные материалы

Время от времени придется тратиться на расходники – например, обновление паруса может обойтись и в 200 тыс. рублей.

Легализация: обучение и получение прав

«Вода гораздо сложнее дороги и ошибок не прощает. Во-первых, движение здесь происходит в трех измерениях. Во-вторых, здесь нет педали тормоза, которая позволит относительно быстро остановиться, и крайне непривычная инерция хода и заноса. Поэтому права для управления водным транспортом нужно получить честным образом – не покупайте их, а заслужите путем качественного обучения», – рекомендует Геннадий Полетаев.
На хорошее обучение закладывайте около трех месяцев. Стоимость зависит от выбранной программы и места обучения – следует разделять серьезные школы и школы «для общего развития». К примеру, в школе «7 яхт» базовый курс обучения управлению парусной яхтой стоит от 32 тыс. рублей, а индивидуальные занятия – от 5 тыс. рублей. Индивидуальные занятия обойдутся дороже. Среди наиболее популярных серьезных школ – «Сторм» с десятком самых разных программ.
Некоторые российские школы (например, Rensel) предоставляют возможность обучиться для сдачи экзаменов не только на российские права, но и международные. С такими школами можно пройти практику за рубежом.
Дальше – получение прав. К сожалению, права, выданные российским Центром государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС – аналог водной ГИБДД), не принимаются за границей, а международные любительские ничего не значат для ГИМСа. Поэтому, если в планах участие в зарубежных регатах или одиночное плавание, скажем, по Средиземноморью (или даже Балтике), потребуется получение и международного образца – сейчас это можно сделать и в России, и за границей (подробная информация – на сайте International Yacht and Maritime Training (IYT Worldwide).

Участие в регатах и мероприятиях

Участие в соревнованиях, регатах и даже путешествиях часто требует найма сотрудников – опытных шкиперов (особенно это касается участия в гонках). Их зарплата составляет от 100 тыс. рублей в месяц. Управиться с парусной яхтой в одиночку тоже непросто – потребуется или приглашенный специалист (тот же шкипер), или кто-то из опытных друзей, знающих, что такое галс и что такое гик. Заявка на само участие в регате – примерно от 200 евро с яхты.
Кстати, с участием в регате или другом общественном мероприятии могут возникнуть проблемы.
«Парусные яхты в основном нужны для гонок. В гонках должно быть много участников – иначе ведь неинтересно! А в России пока не сформирована целевая группа, под интересы которой следует строить яхты отечественного производства. Да, кое-что строится в Петербурге, кое-что – в Нижнем Новгороде и в Таганроге (в частности, в России выкупили патент на производство популярной модели – парусной яхты-крейсера Farr42). Но целевую группу нужно «разогреть», подготовить, а этого пока нет, поэтому и спрос скромный», – говорит Дмитрий Ромашов, исполнительный директор Фонда возрождения культуры парусного спорта.

Как купить лодку?

Сейчас большинство зарубежных брендов из России ушло и привезти что-то становится чрезвычайно сложно, говорит Михаил Петрига. Осталась южная дорога через Турцию, а вот северные магистрали закрыты.
«Прорываться через Калининград и Беларусь – это настоящая экзотика! Из-за отсутствия на российском рынке западных брендов некоторые российские фирмы были вынуждены сменить имя. Более того, чем больше и известнее фирма, тем более строгие санкции над ней висят. Неудивительно, что кое-кто пытается перевезти лодку через третьи страны…» – знает собеседник HomeHunter.
Рынок секонд-хэнда остается важной составляющей, но и здесь цены поднялись за последнее время в 2-3 раза.
«То, что два года назад продавалось за 3 млн рублей, год назад стоило минимум 5. К примеру, моторная яхта Princess 2008 г. длиной 54 фута (17 м) 2 года назад стоила 25 млн рублей, а сейчас стоит больше 50 млн рублей. 6-метровый катер 3 года назад стоил 2 млн рублей, а теперь – 4-5 млн рублей. Парусные яхты активно импортозамещаются – российские производятся на верфях как Санкт-Петербурга, так и регионов: в Таганроге, Самаре, Саратове. К примеру, популярная парусная яхта mX700 (стоит от 2 млн рублей) производится в Петербурге, а «Ракета» (стоит около 1,5 млн рублей) – в Самаре».

5+1 советов от эксперта

В заключение Михаил Петрига дал несколько советов тем, кто планирует стать капитаном.
1. «Ваша» лодка может быть в любом регионе.
При поиске яхты для покупки не ограничивайтесь одним регионом – «свою» лодку можно найти хоть в Подмосковье, хоть под Ростовом-на-Дону.
2. Будьте особенно внимательны, если цена ниже рынка: на это всегда есть причины.
Иногда низкая цена может означать, что лодка долгое время провела в не очень подходящем месте – например, рядом с железнодорожными путями (и теперь ее не так-то просто отмыть).
3. Зовите профессионала.
Изучив предложения, например на «Авито», вы быстро поймете, что цены на одни и те же катера могут отличаться едва ли не вдвое. Иногда на это есть веские причины: надо изучать состояние мотора, пластика, нет ли повреждений (это проверяется тепловизором). Выясните, где хранилась лодка зимой – точно ли был теплый ангар или все-таки она мерзла и на улице? Успевала ли лодка просохнуть до крепких морозов? Это важно, потому что оставшаяся влага могла замерзнуть в корпусе и сделать лодку «пористой». В результате она станет гораздо тяжелее и будет медленнее идти. Все это поможет определить только профессионал.
4. Лучшие цены – осенью.
Весной цены гораздо выше: хотите сэкономить – покупайте осенью, ведь продавец-владелец хотел бы сэкономить на зимнем хранении, так что, вероятно, будет сговорчивее. Сейчас хороших предложений крайне мало, поэтому, если вы нашли что-то действительно подходящее, лучше покупать сейчас.
5. Выбирая яхт-клуб, обратите внимание на наличие инфраструктуры.
Какая инфраструктура в яхт-клубе необходима для комфортного содержания катера у воды:
  • электричество на пирсе;
  • питьевая вода;
  • возможность заправиться топливом;
  • подъемные механизмы и слипы;
  • ангары для хранения и качественного сервиса (особенно по обслуживанию двигателей).
Любителям парусов нужны еще и теплые раздевалки, душевная клубная атмосфера и хорошие морские традиции, которые создаются годами, добавляет Михаил Петрига.
«И самый главный совет: решать, какую яхту покупать, нужно не в зависимости от толщины кошелька, а от понимания, что вы строите некий новый образ жизни, в рамках которого драгоценное время отдыха в значительной степени будет отдано под нужды вашего приобретения», – заключает эксперт.

Статья HomeHunter
Сми о нас